Художественная литература играет огромную роль в процессе воспитания подрастающего поколения. В процессе морально-духовного воспитания средствами художественной литературы у детей формируется интерес к чтению книг, они привлекаются к чтению лучших литературных произведений мировой культуры. Однако сегодня книги имеют много «заменителей»: видео, телевидение, компьютеры, гаджеты. Они яркие, захватывающие, их влияние активное, а порой даже агрессивное. Однако они не требуют серьезного внутреннего напряжения, сопереживания, работы ума, которая происходит в процессе чтения хорошей книги. Готовые зрительные образы не способствуют развитию образного мышления, не подпитывают воображение. Это духовно обедняет ребенка, мешает ему вырабатывать собственную линию поведения, поскольку дает готовые штампы поведения, причем часто далеко не самые лучшие их образцы.
В настоящее время наблюдается снижение интереса к художественному слову в детской среде, что, в свою очередь, усложняет приобщение детей к миру литературы, а через нее – к фундаментальным ценностям морали.
Важную роль в воспитании подрастающей личности играет детская литература, которая является органической и неотъемлемой составляющей общей литературы.
Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям в эмоциональной сфере ребенка, что способствует появлению живого отклика на различные жизненные события, меняет его отношение к вещам, перестраивает его субъективное мировоззрение. Во время чтения произведений ребенок представляет перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описанные события, и чем сильнее его переживания, тем богаче ее чувства и представления о действительности. Моральные нормы и правила в художественных произведениях приобретают живой смысл, становятся доступными и понятны и легко принимаются ребенком как единственный правильный вариант поведения. Ребенок будто входит внутрь событий художественного произведения, будто становится их участником.
На протяжении многих лет творчество А. Барто не теряет своей актуальности. К.Чуковский говорил: « Я не знаю другого писателя, который так глубоко изучил бы обычаи, нравы и вкусы этого непостижимого племени…семилетних — восьмилетних детей…». Стихи А. Барто читают в настоящее время, её поэтические образы заставляют думать, плакать и смеяться.
Произведения А.Барто обращают на себя внимание тем, что в них раскрывается проблема нравственного воспитания и они являются средством формирования таких качеств, как: доброжелательность, отзывчивость, чувство сострадания, любовь, внимание и уважение.
А. Барто была глубоко убеждена в том, что именно в детстве закладывается основа человека, и если в формирующемся характере появились отрицательные качества, то это грозит большими моральными потерями в будущем. Поэтому так страстно и по – серьёзному, а не в шутку разговаривает она с детьми, поэтому в самых весёлых стихах она учит их честности и чести, душевной щедрости и доброте.
В стихах Агнии Барто воспроизводится не только детский мир юных читателей, но и оценивается привычная для детей ситуация, и эта оценка содержится в четырех строках. Воспитание чувств здесь происходит на доступных примерах. Ребенок, узнавая в стихах Агнии Барто свои игрушки, учится любить и жалеть их, ведь игрушки в этих стихах очеловечиваются так же, как их очеловечивают дети: они маленькие и беспомощные и нуждаются в сострадании и заботе. Но, если бросить зайца под дождем, он не сможет слезть с лавки и промокнет, козленок «заблудиться в саду», а лошадке можно «причесать шерстку» и «пригладить хвостик». И даже, если игрушки совсем не новые, они все равно самые любимые: ну и пусть мишка без лапы, все одно «он хороший».
Именно переживания за литературных героев вызывает у детей сочувствие, милосердие, доброжелательность, гуманность, чувство радости от победы добра над злом.
Ребята средней группы «Почемучки» отмечали день рождения А. Л. Барто, вспоминали стихи автора, играли в «магазин игрушек» и увлекательно проводили время!